Теоретические и научные подходы к управлению системой дошкольного образования
Консультация на тему: «Теоретические и научные подходы к управлению системой дошкольного образования»
Система дошкольного образования - это совокупность структур и учреждений, выполняющих важные, общественно значимые функции:
- воспитание всесторонней личности ребенка-дошкольника;
- обучение, успешная подготовка детей к школе и жизни в социуме;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- социальная защита детей дошкольного возраста.
Этими сущностными, содержательными функциями деятельность системы не ограничивается. Сугубо управленческими функциями системы ДОУ являются:
- управление качеством образования и воспитания;
- повышение экономической эффективности системы;
- регулирование цивилизованных отношений внутри системы дошкольного образования - между руководителями и сотрудниками, между ДОО и клиентами, между управляющими и управляемыми разных уровней системы и др.
В структуре системы дошкольного образования условно выделим три уровня:
- Макроструктуры - структуры государственного масштаба (министерства и областные управления образованием).
- Средние, или медиа-структуры (районные управления образованием).
- Микроструктуры (образовательные организации).
Таким образом, система дошкольного образования имеет сложную структуру, на каждом уровне которой она подразделяется на подсистемы:
Управляющая подсистема Основная функция - выполнение главного предназначения всей системы
Управляемая подсистема Основная функция - обслуживание системы и обеспечение необходимых условий ее функционирования
В теории менеджмента существуют два основных подхода к определению сути управления: процессный и системный.
Главным недостатком такого подхода является то обстоятельство, что успешное выполнение управленцами своих основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль) и достижение поставленных перед организацией целей не являются ни признаками успешности самого процесса управления, ни доказательствами успешности функционирования или развития системы. Известно немало примеров, когда сотрудники организации успешно решали поставленные руководителем этого учреждения задачи, тем не менее, сама организация оказывалась нежизнеспособной. Таким образом, процесс управления не должен быть сконцентрирован только на внутренних проблемах учреждения и ориентирован исключительно на выполнение задач, поставленных управленцами.
Под управлением системой дошкольного образования понимается особый вид целенаправленной деятельности, основное предназначение которой - выполнение сервисной направленности по отношению к управляемой системе.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, как понимаются управление применительно к сфере образования.
При системном подходе, управление рассматривается как особый вид деятельности, превращающий неорганизованные силы в эффективные, целенаправленные, производительные, т.е. необходимые и достаточные для поддержания устойчивого функционирования и развития системы.
Процессный подход основан на том, что управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
Специальная литература по вопросам управления системой дошкольного образования в России практически отсутствует. Большая часть управленческой литературы адресована специалистам, работающим в сфере школьного образования. В то время как работникам ДОО для организации своей управленческой деятельности чаще всего приходится адаптировать имеющиеся разработки и рекомендации к условиям детского сада.
Так, в книге Конаржевского Ю.А. «Внутришкольный менеджмент», менеджмент определяется не просто как управление бизнесом, а как управление бизнесом «через филигранную работу с людьми». Такое определение выделяет из всей теории менеджмента лишь часть деятельности, уводя от ее сути. Ведь главное в менеджменте то, что он занимается бизнесом, помогает делать этот бизнес, чего сейчас образованию как раз и не хватает. Работа же с людьми в теории менеджмента - лишь способ достижения главной цели - получения прибыли, понимаемой не только как дивиденды для собственников, но и как развитие каждой отрасли до максимального уровня.
Таким образом, хотя Конаржевский Ю.А. и пропагандирует применение менеджмента в образовании (в частности, в школе), однако из-за акцента на его поведенческом и социально-педагогическом аспекте он упускает из виду, что главное в бизнесе (в том числе и образовательном) - сделать его экономичнее, эффективнее для получения наибольшей прибыли.
Вопросы менеджмента и маркетинга в управлении образовательной системой рассматриваются так же в пособии «Менеджмент в управлении школой» под редакцией Т.И. Шамовой. Однако и здесь основное внимание уделено поведенческому и психолого-педагогическому аспекту менеджмента, в то время как действительно важные вопросы, в частности обучение управленцев умению ориентироваться на рынке образовательных услуг, умению эффективно управлять ресурсами и др., оставлены без внимания. То же самое и в пособии П.И. Третьякова «Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента)». Подобная тенденция наблюдается и в книге «Управление школой: теоретические основы и методы» под редакцией В.С.Лазарева.
На основании этого краткого обзора можно сделать вывод, что в современной управленческой литературе преобладает подход, понимающий под менеджментом в образовании управление как функцию и мало обращающий внимание на ее коммерческую, предпринимательскую сторону.
Таким образом, если современная школа еще может позволить себе ограничение своей деятельности только вопросами внутреннего порядка, то для современной ДОО этого уже недостаточно. Для ДОО мало прежней теории управления, ей нужна теория менеджмента и маркетинга, способная дать возможность существовать и развиваться за счет внедрения инноваций, повышения его прибыльности и экономичности. А это, в свою очередь, подчеркивает необходимость развития не только исследований по менеджменту, но и исследований по маркетингу в образовании.
В связи с этим выделим принципиальные моменты в подходе к проблеме управления в системе образования в целом и в системе дошкольного образования в частности.
Во-первых, нужно не просто опираться на уже сложившиеся в науке подходы к управлению, но и систематически усиливать их научными достижениями в области менеджмента и маркетинга.
Во-вторых, используя разработки теории менеджмента и маркетинга, необходимо смело адаптировать их к особенностям функционирования именно образовательного учреждения, в частности заимствовать не только их поведенческие и социально-психологические аспекты, но и деятельность, связанную с ориентацией каждого учреждения (ДОО, школы) на постоянное увеличение прибыльности и эффективности.
В-третьих, учитывая специфику статуса учреждений образования, необходимо четко определить отношение к понятию прибыль в образовательном учреждении. В частности, понятие максимальная прибыль должна означать не столько большие дивиденды для собственника (именно в этом смысле образовательное учреждение не может приносить прибыль), сколько развитие каждой отрасли дела до наивысшей степени совершенства, обеспечивающей постоянный характер реализации этой прибыли. Точно так же «максимальное благосостояние для каждого занятого в предприятии работника должна означать не только более высокое вознаграждение по сравнению с обычно получающими людьми его профессии, но наивысшую доступную ему степень производительности».
В-четвертых, сфере образования необходимо стимулировать широкое внедрение инновационных технологий, дающих возможность развивать образовательные системы не только за счет вложения дополнительных средств в развитие учреждения или структуры, но, прежде всего, за счет более рационального использования всех имеющихся ресурсов.
В-пятых, насущной задачей сферы образования должно стать использование современных разработок по теории и практике маркетинга для формирования специфического маркетингового подхода к организации деятельности, требующего от любого учреждения, структуры и системы жесткой ориентации на запросы клиентов (применительно к ДОО - на запросы детей и их родителей (законных представителей)).
Таким образом, данный подход позволит обеспечить каждому образовательному учреждению возможность наилучшей адаптации к постоянно меняющемуся рынку образовательных услуг. А в современной практике управления системой дошкольного образования существуют огромные возможности использования менеджмента и маркетинга.