«Роль семьи в воспитании отзывчивости у ребенка».

30.04.2019

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических, лингвистических способностей и т. д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Не будем здесь останавливаться на том, какой горькой расплатой оборачивается такая мораль «сильных» с течением времени против самих же родителей.

Труд души ребенка должен быть организован близкими взрослыми с большой тщательностью, он должен интересовать их и направляться ими.

Существенную помощь в воспитании эмоций может оказать понимание родителями идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем (его можно связать с предстоящим переходом ребенка из детского сада в школу и, что особенно важно, в новый детский коллектив). Идеальными, большинство родителей, считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям.

Бывает, однако, и так, что переживания родителей связаны с качествами исключительно интеллектуального порядка. Например, родителей радует любознательность, способность ребенка быстро понимать материал, умение схватить существенное, огорчает и тревожит их, в свою очередь, рассеянное внимание ребенка, замедленное мышление, нежелание учиться и т. д. В то же время сугубо человеческие качества - доброта, чуткость, отзывчивость - не являются, по мнению родителей, заслуживающими внимания.

В этом случае необходимо задуматься об опасности одностороннего развития и воспитания ребенка, о возможных его отрицательных последствиях.

Направляя внимание родителей на эмоционально-нравственный аспект воспитания, очень важно не только посоветовать, но и помочь родителям найти для ребенка в семье постоянное, действительно значимое для всех членов семьи дело (занятие, поручение, деятельность), которое являлось бы реальной практикой заботы о другом человеке: бабушке, больном отце, старшей сестре. «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека,- писал В. А. Сухомлинский.- Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться».

Не менее важно родителям знать, о привлечении ребенока к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание родителей на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности.

Очень важно помнить родителям о роли их собственного участия в совместной с ребенком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребенок), это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Значимым моментом для родителей может явиться эмоциональное поведение ребенка в ответ на удачное или, наоборот, неудачное действие по ходу деятельности

Особое место в семье должно занимать взаимоотношения ребенка со сверстниками. Разъясняя характер поступков или привлекая внимание к отрицательным проявлениям в отношениях со сверстниками, родителям важно, во-первых, опираться на наличие у ребенка целого ряда достоинств и положительных черт; во-вторых, обязательно рекомендовать способы и приемы, которые могут оказать воспитывающее влияние: в организации деятельности, в характере ее оценки, в постановке задач перед ребенком.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

  1. Организация косвенных ситуаций, расширяющих каналы социализации ребенка.
  2. Не торопить ребенка.
  3. Сравнивать ребенка с ним самим, только с ним вчерашним.
  4. Подчеркивать качественно момент успеха ребенка в любых сферах.
  5. Ребенок и все люди имеют право на ошибку.
  6. Не фиксировать внимания на неудачах ребенка.
  7. Проектирование зоны ближайшего развития - от разделенной деятельности к самостоятельной.
  8. Расширение каналов социализации по принципу «от простого к сложному»:
  • от эмоций к чувствам;
  • от невербальных знаков общения к вербальным.

Взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к другим людям.

© 2015 Сайт заведующего. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать