«Развитие эмоциональной сферы дошкольников».

20.11.2018

Проблема эмоционального развития ребенка относится к категории междисциплинарных и находится на стыке психологии и педагогики.

Разрабатывая систему дошкольного воспитания, отечественные педагоги исходят из общих положений философии о решающей роли социальных условий жизни и воспитания в становлении человеческой личности. Однако ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев), требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей. Одна из таких закономерностей состоит в том, что, хотя ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации. Существенное значение приобретает воспитание в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства, эмоции и привычки, складываются черты характера.

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей - обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства - рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной обра­зовательной организации. Однако необходимость педагогического участия взрослого в развитии эмоций и чувств ребенка продиктована не только требованиями к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соот­ветствии с ФГОС ДО.

Дошкольники отличаются особой искренностью и непо­средственностью в эмоциональных проявлениях, но не всегда способны найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состоя­ний и объяснить вызвавшие их причины. Поскольку средства выражения эмоций по своей природе коммуникативные и, следовательно, культурно обусловлены, то ребенок обучается владению ими в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Результатом педагогического участия взрослого в разви­тии эмоциональной сферы дошкольников является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоций, развитие умения вербально передавать эмоциональное состояние через его называние и описание, повышение уровня понимания детьми эмоций, формирование умения регулировать эмоции в различных социальных контекстах и развитие социальных эмоций, как одного из ведущих механизмов социализации и главных факторов фор­мирования ценностных ориентаций и установок личности ребенка.

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальной. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к типу важнейших условий развития личности. Однако в ходе социализации ребенок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиться устойчивое эмоциональное неблагополучие.

Задача педагога дошкольной организации не в том, чтобы уберечь ребенка от дискомфорта, а в том, чтобы развить эмоциональную сферу, научить соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, регулировать таким образом, чтобы было комфортно и самому и окружающим («Именно через других мы становимся самими собой», - отмечал Л.С. Выготский).

© 2015 Сайт заведующего. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать