"Личностные качества педагога-мастера"

25.10.2019

Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания, развития школьников).

Каждый, кто посвятил свою жизнь самому важному делу человечества - воспитанию и обучению подрастающего поколения должен в совершенстве овладеть педагогическим искусством и мастерством. Иначе педагогическая наука превращается в кладовую духовных ценностей, которыми невозможно воспользоваться в интересах дела.

С новыми требованиями к современному педагогу (учителю, воспитателю), к Профессиональным стандартам, особой миссии и статусу справляется не каждый, поэтому появляется много вопросов о месте и роли педагога в реалии времени. Почему много внимания СМИ уделяет какому-либо ЧП с учащимся и учителем в образовательном учреждении? Почему не показывается роль педагога в подготовке учеников к олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ? Почему дети бояться своих педагогов? Может учителя, забыли основы педагогики?..

Пристальное внимание к работе учителей, успешно продвигающихся к вершинам профессионализма, помогло выявить тот факт, что подлинные педагоги-мастера отличаются особой, тончайшей чувствительностью к личности своего воспитанника, что такая чувствительность - результат их высокой наблюдательности и прозорливости т в тоже время одно из главных условий их гибкости в работе, их творчества. Личность воспитать может только личность.

Какие же качества личности присущи педагогу-мастеру?

Знание предмета деятельности. Без сомнения, учитель должен свободно и гибко оперировать информацией, видеть связи в сложной структуре доказательств, уметь легко вводить учащихся в область собственных знаний и нацеливание их на овладение ими. С любознательностью

Стремление к самообразованию позволяет педагогу постоянно пополнять собственные знания. Это качество тесно связано с любознательностью учителя. Любознательность тем успешнее проявляется в результатах труда, чем этот труд вдохновеннее. Вдохновенный труд (любимая работа) делает человека счастливым, повышает эмоционально-волевое влияние педагога на учащихся. Постоянная готовность учителя пополнять свои знания благотворно сказывается на его общей эрудиции и интеллектуальной собранности, его способностях.

С отмеченными качествами педагога-мастера тесно связана любовь к детям. Педагог никогда не должен поспешно судить и плохо думать о своем питомце. К любому ученику, приятному или чем-то настораживающему, обаятельному и «не очень», прилежному и «шалопаю», надо подходить непременно с оптимистической верой - может стать лучше! Педагог, который искусственно делит учащихся на «законченных» и «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко прозевать человека, личность, а значит, не разглядеть чьей-то судьбы.

Однако любовь к детям, уважение важно сочетать с разумной требовательностью. Да и сами учащиеся нетребовательных учителей не любят. Почему? Очевидно, потому, что в требовательности учителя они видят стремление обучить их общественно ценным ориентациям, чувствуют заинтересованность в их будущем, а в мягкости и податливости - неоправданные «авансы» или, что еще хуже, стремление быть добреньким в ущерб делу и объективности. При этом разумная педагогическая требовательность ничего общего не имеет с авторитарностью.

В требованиях обязательно чувство меры. Иногда учитель нетерпеливым, раздражительным тоном требует от ученика невыполнимого или слишком трудного. В результате у некоторых школьников рождается неуверенность в своих знаниях, способностях. Требуя от других, важно уметь поставить себя в условия ученика, то есть уметь определить меру требовательности. Как быть ученику, когда домашнее задание перегружено? К тому же надо учитывать и то, что учитель, излагая материал, может пользоваться планом, конспектом, книгой. А ученик лишен этих прав. Перегрузка утомляет, интерес к учению теряется. Ученик перестает учить уроки и пополняет ряды «безнадежных».

С чувством меры и требовательности педагога к учащемуся тесно связан педагогический такт. По справедливому заключению А.С.Макаренко, требования педагога принимаются учащимися тогда, когда они являются закономерным продолжением уважения к ним (требую, потому, что уважаю, и чем больше требую, тем больше уважаю), закономерным выражением доверия педагога к учащемуся, а также внимательного и чуткого отношения к его личности. Доверие к учащимся выражается не столько словами педагога, сколько демонстрацией подтверждения возможностей усомнившегося в чем-то учащегося. Таким образом, такт проявляется в умении педагога создавать основу здоровых взаимоотношений, а это значит не только избегать конфликтов с ребенком ,но и ,если это нужно, сознательно идти на конфликт, разрешая любое возникшее противоречие.

Личный пример учителя во всем (в отношении к делу, к детям, умение уважать и в меру требовать и помогать) - неотъемлемое качество профессионала. С личным примером учителя связана проблема общения в любом коллективе. Бывают случаи, когда у учителя сложится определенное мнение об ученике, и он устойчиво его придерживается. Страдает и ученик, и дело: «хороший», зарекомендовавший себя в глазах педагога ученик постоянно авансируется, а «плохой» подвергается очередному потоку морали. Поэтому, педагогу важно в любой ситуации отличаться выдержкой, терпением, объективностью, чуткостью, доброжелательностью, то есть постоянно уметь контролировать свою деятельность и поведение с учащимися.

Дети с исключительной чуткостью воспринимают оценки их поступков старшими. Они уже в младших классах нередко умеют безошибочно определять, в какой мере справедлив и правдив их учитель. Искренность в отношениях, спокойствие в поведении, уравновешенность в требованиях - неотъемлемые черты личности учителя-мастера.

Названные качества педагога, (а перечисление их можно продолжить) реализуются в неразрывном единстве. Все они в большей или в меньшей степени проявляются в умении учителя общаться со своими питомцами, устанавливать доброжелательные отношения между ними в повседневной жизни и работе, предполагают глубокое знание детской души, интересов, и стремлений учащихся. Педагог, который считает своей главной обязанностью лишь проведение уроков или «выполнение» учебной программы, но не знает настроения и отношения к нему учащихся, по существу работает на холостом ходу. Никакие духовные нити не связывают его и учеников. В лучшем случае между ними устанавливаются в какой-то мере терпимые отношения.

А.С.Макаренко утверждал, что каждый учитель может овладеть педагогическим мастерством, упорно и систематически работая над своей личностью.

Итак, целенаправленно развивать потребность искать новое, работать сегодня эффективнее, чем вчера, формировать лучшие черты характера и творческие способности, совершенствовать профессиональное мастерство, стремиться обрасти свое лицо, свою манеру, свой стиль - так кратко можно сформулировать смысл требований к личности педагога.

© 2015 Сайт заведующего. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать