Модель инновационно управленческой деятельности руководителя ДОО

02.03.2016

Консультация на тему: «Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО»

Представления об управленческой деятельности руководителя образовательной организации как профессиональной, базирующейся на науке управление образованием, стали формироваться только к 90-м гг. XX в. Сегодня заведующий дошкольной образовательной организации - это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. Управленческая деятельность служит источником существования, саморазвития, самореализации руководителя ДОО, требует специальных управленческих знаний и умений, профессионально-личностных качеств.

Знание руководителем индивидуальных качеств педагогического коллектива, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке, всегда оценивалось высоко.

Современный заведующий ДОО - стратег развития своего учреждения, создает целый комплекс условий для получения положительных результатов.

Анализ исследований (Е.В., Давыткина, Л.М. Денякина, И.В.Тимофеева и др.) показал, что в состав управленческой деятельности заведующего ДОО включены управленческие функции, умения и навыки, профессиональная подготовленность и др. Эти компоненты стали основой характеристики модели инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО.

Выявление общих понятий теории управления и экономики в области инноваций позволили уточнить термин «управленческие инновации» и теоретически обосновать новое понятие «инновационная управленческая деятельность» руководителя ДОО.

Управленческие инновации - целенаправленные изменения, связанные с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольной образовательной организации, что приводит к развитию системы управления ДОО. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОО, которая приобретает инновационный характер.

Инновационная управленческая деятельность - деятельность руководителя ДОО по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольной организации. Сформулированное определение инновационной управленческой деятельности носит общий характер и приемлемо для характеристики деятельности руководителя образовательного учреждения любого типа.

Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил с помощью метода моделирования построить модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО.

В основе моделирования лежит определенное соответствие между исследуемым предметом (оригиналом) и его моделью. Оно помогает систематизировать знания об изучаемом явлении или процессе, предсказывает пути их более целостного описания, помогает увидеть полные связи между компонентами, открывает возможности для создания целостных классификаций. Моделирование позволяет не только сделать изучение наглядным, но и глубже раскрыть сущность исследуемого явления.

Разработанная модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОО показывает механизм перевода управленческой деятельности на инновационный уровень и включает следующие компоненты:

- совокупность управленческих функций с новшествами;

- структуру профессиональной подготовленности руководителя ДОО в области инновационного менеджмента;

- алгоритм внедрения инноваций.

В основе данной модели лежит управленческий цикл, представленный управленческими функциями: педагогическим анализом, планированием, организацией, руководством (мотивацией) и контролем. В каждую управленческую функцию вводятся управленческие инновации. Например, в функцию «педагогический анализ» включены - самоанализ управленческой деятельности заведующего, организация и проведение маркетинговых исследований, в «планирование» - проектный метод. В «организации» нововведением будет создание матричных (творческих) групп из педагогов для решения задач по внедрению инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОО. В «руководстве» относительное новшество - делегирование заведующим некоторых своих полномочий, вновь созданным творческим группам, использование стимула карьерного роста как нового психолого-педагогического метода управления, а в «контроле» - использование педагогического мониторинга. Содержание управленческих инноваций связано с внесением элементов нового в управленческий цикл, организационную структуру и методы управления заведующего дошкольной организации.

Используя классификацию Л.В. Поздняк, в предлагаемой модели вводимые новшества можно охарактеризовать как модифицированные, комплексные, диффузные, с относительной новизной.

Модифицированными новшества являются потому, что они не отрицают прежние функции управления, а изменяют и обновляют их. Диффузные, комплексные новшества потому, что инновации в управлении не могут быть единичными. Обновление содержания одной из функций влечет за собой потребность изменить другие. В то же время вводимые новшества не претендуют на абсолютную новизну, она будет носить относительный характер. Являясь новым для одной дошкольной организации, новшество, внедряясь в практику, адаптируется к условиям данной ДОО, распространяется, через некоторое время теряет новизну, становится нормой.

Включение в функции инноваций осуществляется на основе разработанного алгоритма действий:

- выявление проблемной управленческой ситуации в ДОО;

- анализ внутренней и внешней среды через маркетинговые исследования;

-поиск или самостоятельное создание новшества;

-принятие решения об освоении конкретного управленческого нововведения;

-внедрение (освоение) управленческих инноваций.

Благодаря этому, осуществляется переход сложившейся управленческой деятельности на инновационный уровень, затем происходит распространение и рутинизация нововведения.

Характер инновационной деятельности руководителя зависит, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Вопросы профессиональной готовности руководителей в области инновационного менеджмента отражены в трудах А.М. Моисеева, Г.П. Новиковой, А.Н. Нурмухаметовой и др.

Структура профессиональной деятельности руководителя к инновационной управленческой деятельности в данном исследовании включает:

- знание о сущности инноваций в управлении;

- инновационные управленческие умения (аналитические, планово-проектировочные, организационные, контрольно-экспертные);

- эмоционально-ценностное отношение к инновациям;

- сформированные профессионально-личностные качества руководителя-инноватора (креативность, управленческая рефлексия).

Рассматривая названные компоненты подробно, необходимо выделить то, что руководитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности, должен владеть комплексом понятий педагогической инноватики, знать структуру, этапы внедрения инноваций, виды инновационной деятельности, понимать ее место и роль в образовательном пространстве ДОО и т.д.

Знания о природе инноваций позволяют заведующему ДОО на научной основе прогнозировать, планировать, организовывать инновационную деятельность в воспитательно-образовательном процессе и управлении ДОО.

Успешное внедрение инноваций невозможно без овладения профессиональными умениями, которые названы инновационными управленческими умениями. Е.В. Давыткина, О.В. Никифорова называют эти умения - исследовательскими, И.В. Тимофеева - профессиональными. В комплексе таких умений вычленены четыре группы:

- аналитические;- планово-проектировочные;- организационные;- контрольно-экспертные.

Многие исследователи подчеркивают, важность для руководителя умение разрабатывать, прогнозировать, проектировать внедрение новшеств и новые формы дошкольного образования, организовывать коллектив на внедрение инноваций, анализировать и оценивать инновационную деятельность педагогов.

Большое значение в подготовленности руководителя к инновационной управленческой деятельности имеет эмоционально-ценностное отношение к инновациям (мотивация, положительный настрой к инновациям, желание избавиться от устаревшего, стремление к обновлению). Важна мотивация руководителя на внедрение инноваций в практику управления дошкольной организацией. Мотив придает смысл деятельности. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей: способ реализации творческого потенциала и саморазвития, способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег, способ получения дополнительного заработка и другое. Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности руководителя к инновационной деятельности. Мотивы избегания неудач или материальный, свидетельствуют о слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Мотивацией для внедрения инноваций могут быть требования родителей (законных представителей) и социальной среды по повышению уровня образовательных услуг, оказываемых ДОО.

Инновационная деятельность требует от руководителя новых сформированных качеств. Профессионально-личностные качества руководителя-инноватора ДОО - креативность, способность к управленческой рефлексии. Эти качества можно развить через посещение тренингов, методических семинаров, профессиональную переподготовку и самостоятельно через разные формы самообразования.

Анализ теоретической, научно-методической литературы позволил выделить совокупность условий, при наличии которых внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОО будет успешным. Условия разделяются на объективные и субъективные. К объективным условиям относятся: наличие нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании.

Таким образом, внедрение нововведений в управленческий цикл руководителя ДОО по предлагаемой модели инновационной управленческой деятельности окажет влияние на уровень профессионального управленческого мастерства заведующего ДОО, повысит качество управления, а значит, будет способствовать развитию ДОО.

© 2015 Сайт заведующего. Все права защищены.
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать